На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 714 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...
  • Nataly
    Спасибо большое за статью. Вот сколько оказывается типов энергии человека существует. Диву даешься от разнообразия.  ...9 типов человечес...

"Сидней", вас не слышим. Отвечайте!..

И. ПАВЛОВ

В 1965 году в журнале "Вокруг света" мы прочли рассказ Е. Федоровского "Сибиряков" принимает бой" - о героической битве нашего вооруженного ледокола "Сибиряков" под командой капитана А. Качаравы. Советские моряки, отвлекая на себя внимание немецкого броненосца "Адмирал Шеер" от конвоя, шедшего к нашим берегам, вступили в неравный бой с врагом.

Нас интересует, были ли во второй мировой войне еще сражения боевых кораблей c иностранными транспортами или рейдерами.
Б. Шпилевой и Ю. Кондаков, Москва
Мы выполняем просьбу наших читателей

Рисунок Роберта Авотина для журнала "Техника-Молодёжи" №1-1970 г.

21 ноября 1941 года в штабе начальника морского района "Западная Австралия" царили беспокойство и растерянность: на базу не вернулся крейсер "Сидней" - мощный боевой корабль австралийского флота. Десятью днями раньше он вышел из Фримантла для сопровождения транспорта с ценным грузом. В Индийском океане передал его другому конвоиру и вчера должен был возвратиться обратно.

Война бушевала где-то в Европе и Азии и еще не достигла Австралии. Никаких ураганов в последние дни не было. И тем не менее крейсер исчез без следа. На его поиски послали самолеты. Безрезультатно. Мощные радиостанции непрерывно вызывали "Сидней". Никакого ответа.

Через несколько дней взволнованный штаб получил сообщение, которое, как казалось поначалу, не имело никакого отношения к "Сиднею". Береговые посты сообщали: в Акульей бухте, на западном побережье, высаживаются немцы! Не каких-нибудь двадцать-тридцать человек с потопленной субмарины, а сотни военных моряков. Откуда? И что это: вторжение на Австралийский континент? Морской десант или диверсионные группы? Невероятно.

Однако вскоре все прояснилось. Сторожевыми кораблями были подобраны со спасательных шлюпок еще десятки немцев, а высадившиеся на берег, соблюдая образцовый порядок, сдались в плен, не проявив никакого желания завоевать Австралию. Вот от них-то и узнали кое-что о судьбе "Сиднея". Но и по сей день тайна его гибели не раскрыта до конца. Скорее всего многое так и останется невыясненным, потому что из восьмисот человек, вышедших 11 ноября 1941 года из Фримантла на "Сиднее", пока еще не вернулся никто. Что за трагедия разыгралась на корабле - никто никогда не узнает.

Немцев, достигших берега, оказалось 317. Это были офицеры и матросы с рейдера, затонувшего 20 ноября после ожесточенного боя в двухстах километрах западнее Австралии.

 

Игра в кошки-мышки

"Корморан", так назывался рейдер, переоборудованный после начала войны из дизель-электрохода "Штайермарк" - прекрасного, только что построенного судна. На палубах установили замаскированные пушки и торпедные аппараты, а в трюмах - мины заграждения, два разведывательных гидросамолета и торпедный катер. Судно в 8736 тонн развивало скорость 18 узлов и могло принять столько топлива и снаряжения, чтобы четырежды обойти земной шар по экватору. Командовал кораблем и экипажем из четырехсот человек капитан 1-го ранга Детмерс.

"Истребитель торговли" - так окрестили подобные суда немцы - покинул оккупированный норвежский порт Ставангер 13 декабря 1940 года. Обманув английские дозоры, он вышел через Датский пролив (между Исландией и Гренландией) в Атлантику и вскоре достиг своей оперативной зоны - Индийского океана. Там он и разбойничал почти год. Замаскированный под безобидное судно, топил транспорты союзников и нейтральных государств. В последнем своем маскараде рейдер изображал голландца "Страат Малакка". "Прототип" выбрали не случайно: "Корморан" действительно был похож на него, а искусный грим еще более усилил это сходство. Новое имя написали на носу и корме. Корпус выкрасили в темно-серый цвет, надстройки - в коричневый. Черная труба и желтые мачты дополнили картину. На открытых платформах поставили деревянные макеты противолодочных пушек, таких, что полагались настоящему и купцу и, плавающему в одиночку.

К берегам Австралии в утро 19 ноября Детмерса привело настоятельное желание избавиться от неприятного и опасного груза мин, которые "Корморан" таскал с собой с самого начала похода. Командир решил заминировать подходы к портам Западной Австралии.

Стояла прекрасная погода. С юго-запада дул свежий бриз, по морю катились небольшие гладкие волны. Видимость была изумительной.

Незадолго до 16 часов сигнальщики "Корморана" увидели на горизонте прямо по носу дым приближающегося судна. Немедленно пробили боевую тревогу, и команда разбежалась по постам. Вскоре убедились: навстречу идет военный корабль. Рейдер, направлявшийся до этого на север, изменил курс на юго-запад и стал уходить полным ходом прямо на закатное солнце, против ветра и волн. Как мы увидим, это впоследствии сыграло немаловажную роль.

За долгое крейсерство Детмерс не раз продумывал свои действия в случае внезапной встречи с боевым кораблем противника, превосходящим "Корморан" по вооружению и скорости. И вот судьба посылала ему возможность проверить теоретические разработки на практике. Капитан с удовольствием предпочел бы избежать этого, но было ясно: у противника огромное превосходство в скорости - оторваться не удастся. Тумана или дождевого шквала не предвиделось, а до наступления темноты крейсер, даже не форсируя машин, свободно настигнет "Корморан". Оставалось одно - как можно дольше играть роль безобидного и бестолкового "купца", тянуть время и попытаться завлечь противника под неожиданный удар своей артиллерии и торпедных аппаратов.

Крейсер "Сидней"

На "Сиднее", а это был он, тоже увидели "Корморан". Крейсер шел на юг во Фримантл. Но любое встречное судно полагалось досмотреть. "Сидней" повернул на юго-запад и увеличил скорость до 25 узлов. Высокие белые буруны поднялись по обе стороны форштевня. Командир крейсера запросил прожектором "купца", требуя показать свой опознавательный. На это Детмерс не спеша поднял голландский флаг, продолжая уходить полным ходом. "Сидней" вновь повторил запрос. Детмерс повиновался и приказал показать флажный сигнал "RKQI", что было правильным для "Страат Малакка", но ответ подняли на фалах - между трубой и фокмачтой. С подходящего с кормы крейсера сигнала почти не видно. Снова следует требование повторить опознавательный. В 16 часов 20 минут оба корабля разделяло не более трех километров, но Детмерс ждал, когда преследователь подойдет еще ближе и очутится прямо по борту, чтобы можно было ввести в дело всю артиллерию и торпедные аппараты. Он знал, что флажная болтовня неизбежно окончится и тогда заговорят пушки, а пока надо выиграть время.

Стоящим на мостике немцам все очень хорошо видно. С замаскированного дальномера давно уже поступают данные о расстоянии и пеленге в центральный пост, а оттуда к орудиям. В страшном напряжении застыли на своих местах орудийные расчеты, готовые в любую секунду открыть огонь. Артиллеристы не видят противника, но, глядя на мерно пощелкивающие стрелки принимающих приборов совмещения у орудий, они могут судить о расстоянии до него. Ведь настоящие, не деревянные пушки и торпедные аппараты скрыты маскировкой - откидными щитами - в бортах на баке, под ложными люковинами трюмов, в надстройке на юте...

Картина дня

наверх