На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 704 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Войтова (Микова)
    Очень интересно. Но очень мало доказательств.👍Самая страшная ка...
  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...

А есть ли домовой? (окончание)

Истории медицины известны случаи так называемого индуцированного помешательства, когда, поддавшись выдумкам фантазеров или маньяков, сотни и тысячи здоровых, но чересчур доверчивых и жаждущих чуда людей видели в небесах знамения, на куполах церквей - святых в ореолах, совершали нелепые поступки - вплоть до массовых самоубийств.

В атмосфере всеобщего напряжения и беспрерывных пророчеств у многих не выдержива ли нервы, они начинали галлюцинировать - видеть персонажей Апокалипсиса, приметы конца света.
В наши дни сменилась тематика «видений», но остались неизменными внутренние механизмы их возникновения. Каждому веку - свои иллюзии...
Вот, например, пришел человек домой. Устал, мысли заняты событиями рабочего дня, а он складывался не очень удачно. Заглянул в плохо освещенную комнату и в ужасе отшатнулся: на столе примостилась здоровенная гадюка. Схватился за палку и потянулся к выключателю: ослепить, удобнее будет бить! Зажег свет - на столе шарф. Глянул в зеркало - едва узнал себя: бледное лицо, на лбу испарина; хорошо хоть под рукой оказалась валерьянка... В данном случае - не галлюцинация, а иллюзия, ошибка восприятия: шарф-то ведь реальный. Но случается, что человек видит или слышит то чего на самом деле нет.
Впрочем, ни галлюцинации, ни иллюзии не присущи человеку изначально, даже в рамках патологии они (а не только их содержание) часто зависят от различных, нередко с трудом учитываемых социальных факторов.
Древние старушки все еще верят в стародавних домовых, которые обожали, бывало, опрокинуть опару, разбить чашку и юркнуть под печь, мерзко хихикая.
Те же, кто помоложе, охотнее верят в инопланетян, чьи «проделки», правда, ничем не отличаются от проделок архаичных домовых. Есть и такие (в основном это люди с высшим образованием), кто утверждает, что бывшие домовые - это и есть пришельцы из космоса (домовых-то никто никогда не видел, и в намерения инопланетян, «как известно» (!), не входит обнаружить себя!). Вот такая аргументация.
Автор заранее хочет застраховаться от возможных обвинений в консерватизме. Автор и не думает иронизировать над идеей внеземных цивилизаций и с сочувствием, даже с надеждой следит за поисками братьев по разуму. Но слыша рассуждения, подобные вышеприведенному. он не может удержаться от улыбки. К сожалению, очень многие не видят в них ни отсутствия элементарной логики, ни просто безвкусицы...
Прошло более трех лет с тех пор, как я рассказал в «Комсомольской правде» о подростке, который взбудоражил Измайлово. Мальчика давным-давно выписали из больницы, он снова учится и ведет себя так, будто ничего и не было (воспоминания об этой истории вызывают у него смех). Но «общественный шлейф» продолжает тянуться, и знакомые по-прежнему на меня в обиде. Как же так: по городу ходят магнитофонные записи очевидцев, которые наблюдали явления, описанные мальчиком,- а я все это упрямо игнорирую!
Нельзя быть таким недоверчивым, укоряют меня. А я возражаю: можно. Меня пытаются убедить в существовании научного факта. Хорошо, отвечаю я, давайте мне научные же доказательства! Где они? Без них нет и факта. А что есть? Иллюзии, галлюцинации, а то и обыкновенная ложь.
Да, ложь. Не будем бояться этого слова. Для профессионального психиатра оно не несет в себе какого-то оскорбительного смысла. Есть люди, необыкновенно падкие на ложь, большие любители сочинять и выслушивать аналогичные выдумки от других. Причем чаще всего это совершенно нормальные, здоровые люди, ну, разве что, говоря профессиональным же языком, с малой долей патологии.
И тут, должен я сказать, следует обычно «убийственный» аргумент. Да, говорят мне, логически вы совершенно правы, но ведь так хочется поверить, что пришелец с какого-нибудь Альдебарана поселился в квартире. Вы же эту сказку разрушаете.
Все дело в том, что не я - сама жизнь разрушает. Не успели улечься толки вокруг «чуда в Измайлове» и моей заметки в «Комсомолке», как аналогичную историю поведала нам газета «Известия» ("Бабушка Стефа, инопланетянка», номер от 5 июня 1985 г.). Весь Челябинск дневал и ночевал на улице Электродной, где внучка бабушки Стефы, Таня, наловчилась метать в людей камешки и картофелины, а те были в полной уверенности, что, кроме нечистой силы, заниматься этим некому. Бабушка же вообразила, что к ней наведываются инопланетяне, что и она сама, если вдуматься, внеземного происхождения. И попросила вызвать «наряд научных сотрудников» (что было сделано незамедлительно...) И это - сказка? Но почему ж такая убогая сказка? Поселяется домовой с Альдебарана и начинает ломать мебель или кидаться кирпичами - надо понимать, в «научных» целях...
Но кому-то, очевидно, нужны и такие утешения. «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» (Беранже)? Тут тоже «сон золотой», бегство от действительности с ее непосильной для многих информационной перегрузкой, с людской разобщенностью в больших городах, где телефонные междометия заменяют задушевные беседы. Сказки, сказки! Не только детям они нужны - иначе человечество не помнило бы их,- а всем, кто одинок, доверчив, слаб духом, беззащитен, кто ждет, чтобы его ободрили, развлекли, увлекли, повели за собой...
Так что оставим пока в стороне инопланетян (прилетят, покажутся - тогда и поразмыслим, как к этому факту относиться), а задумаемся о механизмах возникновения ложных умозаключений, способах передачи их от одного человека к другому. Есть ли во всем этом хоть какое-нибудь рациональное зерно, какова его природа?
Сейчас на Западе в особом почете литература о домовых. Да, именно о домовых! Психологи и парапсихологи (эти, правда, чураются «примитивных» домовых народного творчества и пишут о сложном парапсихическом феномене «полтергейсте"), социологи и врачи, писатели и космологи - всех волнует этот интригующий сюжет. И все-таки, считает большинство серьезных авторов, домовые - в каком бы обличье они ни выступали - суть плоды лжи, распространяемой чаще всего подростками.
«Обманывающие дети в парапсихологических исследованиях» - так названа статья бывшего председателя исследовательского комитета Британского общества психических исследований (этому старейшему и самому авторитетному на Западе учреждению, изучающему необъясненные психические феномены, исполнилось сто лет). А в 1982 году в Лондоне вышла книга «Объяснение необъяснимого» известного психолога Ганса Юргена Айзенка (на русском языке издана его книга «Проверьте ваши способности") и парапсихолога Карла Сарджента, в которой авторы приходят к выводу, что «сообщения о странных происшествиях исходят в основном от престарелых женщин, которые в действительности хотят только одного - с кем-нибудь поговорить, или от хитрых, лживых семейств». Половина рассказов о домовых, утверждают Айзенк и Сарджеит, принадлежит детям, сознательно -обманывающим доверчивых слушателей. «Обман», конечно, слово неприятное, но что поделаешь, если у детей еще не выработались такие же моральные критерии, как у взрослых, и им не совсем ясно, что лгать дурно. (Тут впору вспомнить, что и печально знаменитый «сейлемский процесс» над ведьмами в 1692 г., стоивший жизни многим людям, тоже был результатом поначалу невинного детского розыгрыша...)
По мнению Айзенка и Сарджента, 95 процентов сообщений о домовых (и об инопланетянах, добавил бы я) даже не заслуживают проверки. Хорошо, скажет недоверчивый читатель, пусть даже все 99 процентов можно списать насчет обмана, душевной патологии, моды, легковерия и так далее - но один-то оставшийся, как быть с ним?
Вопрос, кстати, вполне здравый! И на него есть ответ. Да, статистически этот самый «процент» остается, но только, заметим, статистически: никто ведь этого «процента», безоговорочно укладывающегося в рамки отвергаемых нами фантастических версий, не видал. Ничего он пока не опровергает и не перечеркивает. Просто его изучать надо тщательнее, нежели моментально разоблачаемые 99! Может быть, и отыщется что-то науке еще не известное...
Оппоненты настаивают: за последние три столетия в литературе якобы описано около 600 случаев «феномена домовых», и все описания абсолютно одинаковы, хотя и делались в разные эпохи, в разных странах и разными авторами. Ну, и что тут необычного? Все дело в тех, кто описывает: схожими будут описания и тех, кто верит в гномов или русалок, одинаково будут описывать свои ощущений и больные белой горячкой. Только в этом случае было бы не 600, а 600 тысяч или 6 миллионов похожих описаний... Рискну перефразировать Толстого: все здоровые люди - разные, никаким классификациям по психическим свойствам не поддаются, а вот все больные в этом отношении - одинаковы. Все разумные люди не похожи друг на друга, все заблуждающиеся - похожи.
Судорожные приладки у пациентов Гиппократа или Авнденны и у нынешних больных одинаковы, хотя информационный багаж больных разный. Прежде наблюдались одержимые духами, сейчас - инопланетянами, голографическими образованиями, космическими и чем угодно еще. Прежде кумушки передавали из уст и уста рассказы о чудесных «Явлениях» и «знамениях», теперь передают друг другу магнитофонные кассеты с записями об инопланетянах и кабиасах. Все подвержено модернизации: сюжеты, техника их передачи,- но только не сам факт наличия кумушек. Правда, и жизнь заметно усложняется: различные аномалии в атмосфере, природные и рукотворные, дают, конечно, повод к слухам об НЛО (мы отсылаем читателя к выступлению члена-корреспондента АН СССР В. Троицкого, в котором, на наш взгляд, все акценты расставлены разумно и исчерпывающе).
И все же мои оппоненты не сдаются: не может быть, чтобы совсем ничего не было, кроме фантазий, невежества и ошибок! Не знаю. Может, и есть, и совсем ставить точку рановато. Я пока предлагаю ограничиться многоточием, повторив вслед за Пушкиным: не будем ни суеверны, ни односторонни. Все, что не ясно, необходимо исследовать до конца. Но и не выдавать неисследованное за «точно установленное». Вроде «факта» проживания инопланетных разведчиков в Измайлове...
6 мая 1875 года Д. И. Менделеев направил Физическому обществу при Петербургском университете «Предложение об учреждении комиссии для рассмотрения явлений, называемых медиумическими», где, в частности, говорилось: «Эти явления не должно игнорировать, а следует точно рассмотреть, то есть узнать, что в них принадлежит к области всем известных естественных явлений, что к вымыслам и галлюцинациям, что к числу постыдных обманов и, наконец, не принадлежит ли что-нибудь к разряду необъяснимых явлений, совершающихся по неизвестным еще законам природы. После такого рассмотрении явления эти утратят печать таинственности, привлекающей к ним многих, и места для мистицизма не останется».
Больше ста лет прошло, а до чего справедливые слова!

наверх