Маги как дон Хуан по сути своей практичны. Для них существует лишь вселенная хищников, в которой рассудок или осознание есть продукт борьбы жизни и смерти. Он считал себя навигатором в бесконечности и говорил, что, чтобы плавать в неизвестном, магу нужен беспредельный прагматизм, безграничная трезвость и стальной характер.
К. Кастанеда
Есть такая дзэнская притча. Одному учителю буддизма задали вопрос — свободен ли человек Дао от мира причин и следствий? "Конечно, свободен" — ответил тот, за что был впоследствии превращен в лису. Тогда лиса пришла к дзэнскому мастеру и задала ему тот же вопрос. "Человек Дао, — ответил мастер, — не отличает себя от мира причин и следствий". Заметьте, он не сказал "является", он сказал "не отличает". Я не перестаю удивляться тому факту, что количество слов обратно пропорционально количеству их смысла. И хотя риск сесть в лужу очень велик, мне все-таки кажется, что настоящий очерк представляет собой весьма и весьма сжатый комментарий к этой старой притче. В новых притчах нет подобной глубины, они просто ставят вопросы — кто сотворил Творца? Кто управляет кукловодом? Кто программирует программиста?
Клиффорд Саймак, один из наиболее значительных писателей-фантастов Северной Америки, изрядную долю своего творчества посвятил тому, чтобы доказать тождество искусственного интеллекта и естественного (человеческого). Я согласен с ним во всем, кроме выводов, которые он из этого делает и которые заключаются в том, что роботы, андроиды и другие носители искусственного разума обладают душой точно так же, как и человек.
Настоящий очерк, разумеется, базируется на выводах совершенно противоположных. В конце концов, каково различие между искусственным интеллектом и естественным? Это степень сложности организации и ничего более. Искусство есть усложненная форма естественного, а естественное есть упрощенная форма искусства. Достаточно сравнить морское побережье с пейзажами Айвазовского, чтобы согласиться с этим тезисом. Одинаковые причины порождают одинаковые следствия, поэтому либо природа так же разумна, как человек, либо человек так же безмозгл, как и природа. Истина, разумеется, включает в себя и то, и другое, поэтому мы не будем возвышать искусственный интеллект до уровня человеческого, как это делал Саймак, и не будем низводить человека до уровня стиральной машины, как это хотел сделать я. Мы учтем оба аспекта, и витальный, и механистический, введя для этих целей понятие биокомпьютера. Определение этого понятия заключается в трезвом ответе на вопрос "кто я такой?". Что синтезирует в себе это понятие? Прежде всего, то, что определяемый им объект обладает органической базисной структурой, и то, что функционирование этой структуры и всего объекта в целом полностью подчинено и состоит из программ, вложенных в систему извне. Именно в этом месте и становятся актуальными такие понятия, как зомби, программист и шизофрения, которыми мы будем пользоваться для раскрытия нижеизложенной темы. Что касается терминологии, то здесь нужно иметь в виду следующее. Для так называемых точных наук характерна тенденция к конкретизации терминов, необходимость которой не нуждаются в объяснении, однако, по какой-то загадочной причине, вместо того, чтобы конкретизировать значение того или иного термина, обычно его попросту сужают, полагая, таким образом, что узость термина и есть его необходимая конкретность. В настоящем очерке мы постараемся не только вернуть используемым терминам прежний диапазон их значения, но и максимально расширить его, отчего конкретность термина никоим образом не пострадает. Так, например, мы расширим термин "бессознательное". Традиционное толкование этого термина ограничивается той частью человеческой психики, которая обладает сознанием лишь потенциально или не обладает им вовсе. Поскольку мы рассматриваем психику в качестве атрибута сознания точно так же, как сознание рассматривалось в качестве атрибута психики на протяжении многих лет, например, фрейдистами, то под термином "бессознательное" мы, следовательно, будем подразумевать абсолютно все, что обладает потенциальным сознанием. Такая тенденция к предельному расширению семантического диапазона терминов неслучайна. Поскольку речь в настоящем очерке идет об условности границ, которые позволяют выделять любую систему из метасистемы, и о возможности раздвигать эти условные границы, то аналогичная операция, произведенная с терминами, раскрывающими данную тематику, лишний раз иллюстрирует те или иные ее моменты и безусловно способствует более полному ее пониманию.Цель настоящего очерка — знакомство с миром зомби, существование которого зиждется на принципе взаимопрограммирования, а также раскрытие понятия шизофрении, которая есть ничто иное, как осознание этого принципа там, где раньше был привычный мир живых людей, в котором каждый обладает свободой волеизъявления, мышления и поступков, потому что никогда не нарушает собственных границ.
Но нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день, который покажется вам ужасным, вы выйдете на улицу и среди огромной толпы народа, бредущего в разные стороны — каждый по своим делам, не увидите ни одного человека. Живого человека, я имею в виду. Когда по улицам ходят трупы, это всегда жутко, а когда там нет больше никого, кроме трупов, это еще и печально. Каждый из нас — зомби, ходячий мертвец, управляемый чужой волей, и то, что большинство из нас это не понимает, не зависит от нас точно так же, как и то, что некоторым это понимание все же доступно. В настоящее время понятие зомбирования отличается от первоначального, которое ограничивалось сферой танатологии, но и оно, к сожалению, представляется слишком узким, чтобы с его помощью получить реальную перспективу происходящего. Чаще всего под зомбированием подразумевают возмутительное оболванивание людей, попадающих в среду так называемых тоталитарных сект; чуть реже имеется в виду пагубное влияние средств массовой информации и всех видов социальной пропаганды на неокрепшие умы нашего народа. Однако для того, чтобы иметь более полную картину реальности, понятие зомбирования необходимо в значительной степени расширить. В рамках настоящего очерка мы будем понимать так, что зомбирование — это любая разновидность программирования человеческого биокомпьютера, осуществляемая помимо воли и сознания последнего.
Зомбирование бывает четырех разновидностей — биологическое, социальное, космическое и автономное. Рассмотрим каждый из этих вариантов по порядку.
Биологическое зомбирование ограничивается сферой физиологической обусловленности и является основным предметом такой науки, как генетика. Для удобства можно различать три разновидности биозомбирования — видовое, половое и наследственное.
Результатом видового биозомбирования является то, что каждый из нас является человеком и воспринимает мир исключительно по-человечески. То, что мы видим небо голубым, а траву зеленой, то, что огонь обжигает нам руки, а лед — охлаждает их, то, что мы слышим лишь малый диапазон звуковых частот между инфра- и ультразвуковыми бесконечностями, то, что мы задыхаемся без воздуха и не можем питаться камнями или железом, все это — результат видового биозомбирования. Уже одного этого достаточно, чтобы признать, что мы — создания крайне ограниченные, и эта ограниченность является основанием всего нашего существа, поэтому все, что нам удалось взрастить на этой основе, не может быть иным, кроме как еще более ограниченным.
О сути полового биозомбирования можно и не говорить, ибо она ясна каждому, кто успел перевалить за четырнадцатилетний рубеж. Если видовое биозомбирование обусловлено необходимостью индивидуального выживания, то половое, в свою очередь, отвечает за выживание коллективное в качестве сохранения человека как вида. Наиболее дотошным исследователем полового биозомбирования (вероятно, справедливо) считается доктор Зигмунд Фрейд, и часто шутят, что его работа есть ничто иное, как результат зомбирования исследователя со стороны исследуемого им объекта. Как бы то ни было, но для большинства из нас будет актуальным утверждение, что ничто так не определяет то, что находится у нас в голове, как то, что находится у нас между ног.
Говоря о наследственном биозомбировании, я подразумеваю те генетические программы, которые передаются нам от наших родителей, оказывая на нас достаточно сильное влияние — вплоть до определения того, с чем или с кем мы себя привыкли отождествлять. К примеру, мне досталось в наследство от матери малокровие и тенденция к низкому давлению, в результате чего мой психотип заметно перекошен в сторону флегматики. Наше отношение к жизни на 99% обусловлено работой желез внутренней секреции, наш дух определяется химической формулой, поэтому законно возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о каких-либо видах зомбирования, кроме биологического? Тем не менее, биокомпьютер, помимо аппаратного обеспечения, имеет и программное, поэтому на этот вопрос мы ответим утвердительно.
Социальное зомбирование также разделяется на три подвида — это стохастическое социозомбирование, индивидуальная бытовая магия и коллективная магия. Социозомбирование имеет место в сфере общественных взаимоотношений и является предметом изучения таких наук, как психология, социология, политология и пр.
Стохастическое социозомбирование подразумевает те случайные влияния, которые непреднамеренно оказывают на нас другие люди в процессе социальных взаимоотношений. Это то, что обозначается туманным термином "произвольное влияние среды". Отец-алкоголик не хочет, чтобы алкоголиком стал его сын. Россия не хочет, чтобы ее народ обладал "загадочной русской душой". Школьные учителя не хотят, чтобы их ученики становились идиотами. Стохастическое социозомбирование осуществляется помимо воли не только зомби, но и программиста, который теоретически обладает ею, поэтому разговор на эту тему неизбежно печален.
Свежие комментарии